Икона святителя Митрофана, епископа Воронежского
Святитель, первый епископ Воронежский, чудотворец, духовный наставник царя Петра I
Святитель Митрофан (в миру Михаил, в схиме Макарий, 1623–1703) — один из наиболее почитаемых русских святых XVII–XVIII веков, первый епископ новоучреждённой Воронежской епархии. Он прославился как мудрый архипастырь, устроитель церковной жизни на окраинных землях, ревностный борец с расколом и как человек, сочетавший личное смирение и благотворительность с принципиальной твёрдостью в вопросах веры. Его особая духовная дружба и противостояние с царём Петром I стали яркой страницей русской истории. Икона святителя Митрофана — это образ патриота, молитвенника и непреклонного исповедника православных традиций, к которому обращаются за покровительством государству, помощью в нуждах и заступничеством за детей.
Краткое житие святителя Митрофана Воронежского
Святитель Митрофан родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, в семье, вероятно, принадлежавшей к духовному званию. Почти половину жизни он прожил в миру: был женат, имел сына Ивана и служил приходским священником. Овдовев на сороковом году жизни, он принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской пустыни. Его строгая и благочестивая жизнь быстро стала известна, и вскоре он был поставлен игуменом Яхромского Космина монастыря, а затем — архимандритом знаменитого Макариево-Унженского монастыря.
В 1682 году решением Церковного собора и по выбору царя Фёдора Алексеевича архимандрит Митрофан был хиротонисан во епископа новой Воронежской епархии. На своей кафедре он столкнулся с большими трудностями: малограмотным духовенством, влиянием старообрядчества и нравственной распущенностью паствы. Святитель активно строил и ремонтировал храмы (число церквей в епархии выросло с 182 до 239), основывал монастыри, открывал школы и строго следил за благочестием клира. Его дом был прибежищем для всех страждущих: странников, больных и убогих. Особые отношения сложились у святителя с царём Петром I, который часто бывал в Воронеже, строя здесь флот. Митрофан всеми силами поддерживал это государственное начинание, жертвуя крупные суммы, но при этом бесстрашно обличал царя, когда тот нарушал православные обычаи. Самый известный случай — отказ святителя посетить царский дворец, украшенный языческими статуями, даже под угрозой смертной казни. Пётр I уважал старца и, устыдившись, убрал идолов. Перед кончиной в 1703 году святитель принял схиму с именем Макарий. Пётр I лично присутствовал на его погребении и нёс гроб. Официальная канонизация состоялась в 1832 году после обретения его нетленных мощей, от которых произошло множество чудесных исцелений.
Дни памяти святителя Митрофана Воронежского
Православная церковь чтит память святого в следующие дни:
-
23 ноября (6 декабря по новому стилю) — преставление (главный день памяти).
-
7 августа (20 августа) — обретение мощей (1832).
-
4 сентября (17 сентября) — второе обретение и перенесение мощей (1964).
-
19 июля (1 августа) — Собор Воронежских святых.
-
Также в Соборах Костромских, Ивановских, Владимирских и Липецких святых (переходящие даты).
В чем помогает икона святителя Митрофана Воронежского
К святителю Митрофану верующие обращаются с молитвой в различных нуждах:
-
Покровительство детям, забота об их благополучной жизни, воспитании и устройстве в обществе. Святитель, имевший сына, известен своей отеческой заботой.
-
Молитва о добром нраве властей, о мире и благоденствии в стране и обществе. Как патриот и советник государя, он считается заступником за государственные дела.
-
Исцеление от телесных и душевных недугов, особенно одержимости и расслабления. У его мощей засвидетельствовано множество таких исцелений.
-
Помощь в житейских трудностях: в поиске работы, создании семьи, разрешении материальных проблем.
-
Заступничество за Воронежский край и его жителей как небесного покровителя этой земли.
Купить икону святителя Митрофана Воронежского — значит обрести в доме образ великого молитвенника за Россию, мудрого отца и принципиального защитника веры. Согласно иконописной традиции, святителя чаще всего изображают в схимническом куколе поверх архиерейской мантии, с крестом на груди и жезлом в руке, как он и завещал себя похоронить. Эта икона станет благословением для семьи, духовной поддержкой для тех, кто несёт ответственность за других, и напоминанием о силе христианского исповедания.





